Пушкинский проект Павла Митюшёва

| технологии |


«Семантическая инженерия в проекте творческого клонирования Пушкина»


Павел Митюшёв. Доклад на конференции «Синкретические тенденции и инновации»,
Московский Международный университет, 17 апреля 2013, Москва


 1  2  3  4  5  6  7  8


I. ВВЕДЕНИЕ



Тема настоящего сообщения – результаты реализации проекта Лаборатории Семантической Инженерии (ЛСИ) по расшифровке генома пушкинской гениальности и осуществления на основе этого генома творческого клонирования Пушкина.

Лаборатория Семантической Инженерии занимается созданием технологий производства новых смыслов.

Основной носитель смыслов, с которым работает ЛСИ, это текст. В дальнейшем для простоты изложения слово «текст» будет употребляться в значении «совокупность смыслов». Эти слова в рамках данного доклада следует воспринимать как синонимы.

Работа ЛСИ над данным проектом базировалась на ряде представлений и гипотез, которые, для лучшего понимания дальнейшего, я сейчас кратко обозначу.

1. Тексты, как носители смыслов, представляют собой объекты с очень специфическим набором свойств. Чтобы подчеркнуть эту «особость», мы говорим не о «текстовых объектах», а о «текстовых средах» (ТС).

2. Мы выделяем ТС в особую категорию объектов благодаря набору качеств. Это «супер-связанность» (количество связей между элементами многократно превышает количество самих элементов); «мультиприродность» (связи имеют самую разную природу, зачастую плохо формализуемую); принципиальную «динамичность» (элементы-смыслы изменяются с течением времени); «открытость» как системы (текст, как объект, имеет тенденцию к росту и обмену смыслами с другими объектами, сохраняя при этом свою идентичность и тождественность) и другие.

3. Мы полагаем, что при некоторых специальных условиях ТС обретают способность к самоорганизации и росту, то есть – самостоятельному развитию. В этих случаях автор перестаёт быть собственно автором, а становится своеобразным «инструментом» Текстовой Среды, выстраивающей саму себя. Этот эффект (когда не автор контролирует текст, а текст контролирует автора) на интуитивном уровне ощущается практически всеми авторами текстов, о чём имеется множество прямых свидетельств (начиная с того же Пушкина).

4. На стадии, когда текст начинает самостоятельно управлять своим дальнейшим развитием, теоретически становится возможна замена автора другим автором (соизмеримым по уровню мастерства). Так, в произведениях Пушкина, предположительно написанных коллективно, очень непросто бывает вычленить собственно пушкинскую часть.

5. Именно эти случаи самоорганизации Текстовой Среды и дают в результате тексты, которые человеческое сообщество идентифицирует, как лучшие произведения литературы.

6. Попутно следует заметить, что благодаря перечисленным качествам – способности к росту, самовоспроизведению, обмену с внешней средой и способности к саморазвитию – Текстовые Среды имеют ряд признаков живых объектов. Являются ли ТС особой формой жизни, или нет – обсуждение этого вопроса выходит за рамки данного сообщения.

7. Согласно нашей гипотезе, ответственными за способность ТС к саморазвитию являются содержащиеся в ней особые структуры. А именно, так называемые Потенциальные Центры Роста (ПЦР), или «гипер-струны». Последний термин подчёркивает фундаментальность и возможную делокализованность этих объектов.

8. Эти «гипер-струны» мы рассматриваем как элементы, неотъемлемо присущие личности автора и определяющие его творчество. Что даёт основания рассматривать «струны», как своеобразные «гены гениальности» конкретного автора. Совокупность всех «гипер-струн» всех его произведений составляет, таким образом, «геном гениальности», заключающий в себе всю творческую сущность данного автора.

9. А потому, расшифровав и смоделировав эту «творческую сущность», теоретически становится возможным конструировать новые произведения того или иного автора без его физического участия.

Описанные выше представления были сформулированы нами в середине 80-х годов. В настоящее же время ЛСИ занимается практическим созданием на основе этих представлений конкретных технологий по «выращиванию» текстов (смыслов) с требуемыми свойствами.

Перейдём к собственно проекту творческого клонирования Пушкина.



              дальше >



 


Вернуться к главному ядру программы


Кинуть ссылку в Twitter Добавить ссылку в свой Facebook Добавить ссылку в Живую Ленту Google Добавить ссылку в Vkontakte Добавить ссылку в Одноклассников Написать в свой ЖЖ




связь pushkin20.ru  © 2011-2024