Пушкинский проект Павла Митюшёва

| критерии оценки | что не вошло | глоссарий |


А.С. Пушкин. Хрестоматия

Все стихи Пушкина, которые нужно знать

Составитель Павел Митюшёв


- "Любви, надежды, тихой славы..." (К Чаадаеву), 1818
- "Мы добрых граждан позабавим...", 1819
- "Сижу за решеткой в темнице сырой..." (Узник), 1822
- "Свободы сеятель пустынный...", 1823
- "Хоть тяжело подчас в ней бремя..." (Телега жизни), 1823
- "Увы! напрасно деве гордой...", 1825
- "Духовной жаждою томим..." (Пророк), 1826
- "У Гальяни иль Кольони...", 1826
- "Во глубине сибирских руд...", 1827
- "Душа моя Павел...", 1827
- "Когда помилует нас бог...", 1829
- "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", 1829
- "Мороз и солнце; день чудесный..." (Зимнее утро), 1829
- "Я вас любил: любовь еще, быть может...", 1829
- "Кавказ подо мною. Один в вышине..." (Кавказ), 1829
- "Мчатся тучи, вьются тучи..." (Бесы), 1830
- "Долго ль мне гулять на свете..." (Дорожные жалобы), 1830
- "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...", 1834
- "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 1836



Кавказ


Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.


1829


Вернуться к главному ядру программы


Просто картина. Но картина величественная. Общий её уровень определяется совокупностью отдельных удач. Отметим некоторые из них.

Классическая горная панорама такого типа стандартно разворачивается в следующей последовательности: вот вокруг дубравы и сады, а выше идут травы и цветы, а ещё выше цветы кончаются и идут одни чахлые травы средь диких камней, а ещё выше – одни только камни, над которыми – вечные снега, над которыми парит уже только один автор. Это – классическая схема. Здесь же движение камеры прямо противоположно: Пушкин стартует с высочайшей точки и чем дальше, тем всё ниже и ниже он опускается. Это непривычно, это – свежо, это – точно. Скажем более, это – пророчески точно.

В момент написания данного стихотворения, Пушкин, как поэт, находился на самой вершине своего таланта (или, кому так привычнее, гения). С этого момента, как потом оказалось, начнётся долгий и болезненный спуск. Взгляните на датировки стихотворений Хрестоматии. Ранее мы говорили, что всего Пушкин пишет в среднем по одному великому стихотворению в год. Но это – в среднем. А теперь посмотрите, сколько таких стихотворений было создано им в 29-м году, и сколько, скажем в 31-м? Чем дальше, тем стихов у Пушкина становится всё меньше даже чисто количественно. Но всё это, обращаем ваше внимание, станет известно лишь задним числом. Сейчас же, в 1829 году, Пушкин – абсолютный Бог поэзии, единый и неделимый. А теперь скажите, много ли вы знаете людей, которые с самой-самой вершины своей славы смогли предречь свой скорый закат и нашли в себе силы публично объявить об этом? То-то же. Пушкин определённо велик.

Другой интересный момент данной картины. Необычайная точность (возможно, случайная) чисто зрительной композиции. У любой фотографии есть композиционный центр, имеется он и здесь. Это – горизонтальная линия, отделяющая зону растительности от мира камней и снегов (ну, и поэтов и орлов, конечно). Эта линия в данном тексте проходит сразу за словами "утёсов нагие громады; там ниже…" – и дальше уже пошла флора. Теперь посмотрим внимательнее, где именно эта линия проходит в тексте. Сверху до неё – 9 строк, после неё до конца стихотворения – 14 с половиной строк. То есть эта "линия" делит текст в пропорции 9:14,5. А теперь посмотрим по справочнику "золотое сечение" Леонардо да Винчи. Это – иррациональное число, но с точностью до четвёртого знака оно выражается соотношением 9:14,56. Пушкинская точность получается просто запредельной. Мы, конечно, далеки от мысли, что поэт обо всём этом думал (как не "думает" о компоновке кадра любой хороший фотограф). Но это лишний раз говорит о безукоризненной точности его глаза.

Идём дальше. Точка композиционного деления стихотворения на две части оказывается ещё дополнительно акцентированной – по принципу "от обратного". А именно, во всём гладком и фонетически точно выверенном стихотворении имеется одна существенная шероховатость, зазубрина – и находится она почему-то именно в этой точке "золотого сечения". Мы говорим о словах "мох тощий". Предположение, что Пушкин мог не видеть, что ритм этой фразы плохо вписывается в ритм строки (здесь чётко имеется два ударения, а нужно чтобы было всего одно) – такое предположение мы считаем просто оскорбительным. И ладно бы не было вариантов. Но такой вариант лежит прямо на поверхности: "лишайник" – это слово идеально ложилось бы в строку, и, более того, точнее соответствовало бы альпийским реалиям. Значит, данная "зазубрина" именно в этом месте Пушкина устраивала. Прихоть мастера, добавляющая остроты блюду.

К удачным находкам следует отнести также и определённую "стереоскопичность" картины. Вас никогда не удивляло, что в стихотворении камера плавно и последовательно скользит по южному склону Большого кавказского хребта (от Крестового перевала вниз по долине Арагви) – и в конце этого движения вы почему-то оказываетесь на Северном Кавказе, в ущелье Терека? Неплохо так!

Этого всего ещё мало? Пожалуйста, идём дальше. Оставим на время слова, возьмёмся за смысл. В последней строфе Терек бьётся в тесных берегах – и всё втуне. Общая символика вроде бы понятна, а вот конкретная – не очень. "Воющий Терек" – это сам Пушкин со свободолюбивыми порывами его души, а мешающие ему "немые громады" – это… а кто, собственно? Чем больше думаешь, тем интереснее становится. Не чиновники же администрации, действительно! Во-первых, они отнюдь не "немые", а очень даже шум производящие, а во-вторых – какие же это "громады"? Так, мелкие прыщи, сидящие на портфелях.

А если не это, то что же тогда противостоит "поэзии"? Ответ Пушкина неожиданен: поэзии как таковой противостоит само Мироздание, законы Природы. Это уже серьёзно. Это вам не какой-то там Министр внутренних дел.

Ну и так далее. Сильная картина всегда порождает множество смыслов. А эта картина – очень сильная.


Перейти к другой странице пушкинской Хрестоматии


Кинуть ссылку в Twitter Добавить ссылку в свой Facebook Добавить ссылку в Живую Ленту Google Добавить ссылку в Vkontakte Добавить ссылку в Одноклассников Написать в свой ЖЖ




связь pushkin20.ru  © 2011-2024